Суть игры сводится к единоборству двух команд, поочередно выступающих в
нападении и обороне. Время поединка как таковое не ограничено; побеждает та
команда, которой удается за девять иннингов (в ходе каждого иннинга соперники
по одному разу играют в нападении и в обороне) совершить большее количество
полных перебежек по базам и таким образом набрать большее количество очков.
Ничьих в бейсболе не бывает. Если к окончанию девятого иннинга счет равный, то
назначается десятый, одиннадцатый иннинг и т.д., пока какая-то команда не
выйдет вперед. Однако может случиться, что уже к концу седьмого иннинга одна
из команд будет иметь преимущество в 10 очков. В этом случае игра
останавливается и объявляется победа нокаутом (термин заимствован из бокса).
Иногда поединок может быть прерван после седьмого или даже пятого иннинга
из-за погодных условий или наступившей темноты.
Когда команда играет в обороне, на поле одновременно находятся девять
человек. Шесть из них занимают позиции во внутреннем поле: питчер
(или подающий), кетчер (или принимающий мяч в доме), игроки первой, второй и
третьей баз, а также шорт-стоп, располагающийся между второй и третьей базами.
Остальные три игрока располагаются во внешнем поле - справа, слева и в центре.
Задача этой девятки - не допустить, чтобы игра соперника в нападении
оказалась результативной.
Достижение этой цели во многом зависит от питчера, от силы и сложности его
подачи. Лишив возможности противника нанести прицельный удар битой по мячу, он
тем самым фактически нейтрализует его атакующий потенциал. Дело в том, что мяч
после подачи должен пролететь через зону "страйка" (удара) - пространство над
домом, ограниченное верхней частью коленей и подмышками бьющего, когда он
занимает естественную исходную позицию для удара (рис.3). Если мяч летит вне
этой зоны, то судья, располагающийся за спиной кетчера, фиксирует ошибку и
подает команду "Бол!". После четырех таких ошибок бьющий автоматически
получает право занять первую базу. Если же мяч летит правильно, а бьющий по
нему не попадает, то судья определяет "страйк". После трех "страйков" бьющий
выбывает из игры или, согласно бейсбольной терминологии, оказывается в ауте.
Бьющий выбывает из игры также в следующих случаях: если ему удастся нанести
удар, но полевые игроки обороны сумеют поймать мяч с лета; если мяч после
удара коснется земли, но будет пойман и прибудет на базу раньше, чем сам
бегущий.
После того как выбывают три игрока нападающей команды, соперники меняются
ролями. Таким образом, каждый бейсболист должен уметь не только на бегу ловить
и передавать мяч, но и хорошо владеть битой.
Как же все-таки осуществляется результативная атака? Начинается она тогда,
когда бьющий наносит удар, позволяющий ему добежать до базы (как правило,
сначала до первой, но бывает, что сразу до второй, а иногда и до третьей)
раньше, чем обороняющиеся доставят туда мяч. С каждым последующим удачным
действием партнеров или благодаря ошибкам соперников он продвигается с базы
на базу. Если ему удается побывать на всех базах и вернуться в дом, то его
команде засчитывается очко.
Существует и более быстрый способ результативной атаки - так называемый
"хоум ран". Это удар, после которого мяч, пролетев через все поле
(в зависимости от размеров площадки - 100-120 м), покидает его пределы. Такой
удар позволяет бьющему беспрепятственно совершить "круг почета" и внести в
копилку команды очко или даже сразу 2-4 очка, если кто-то из партнеров к
моменту удара уже занимал базы.
Конечно, по сравнению с такими спортивными играми, как футбол, хоккей,
баскетбол или регби, бейсбол беден движением. Вместе с тем эта игра полна
внутреннего напряжения, ее исход нельзя предугадать (один удачный удар бьющего
или одна ошибка обороняющегося может в корне изменить ситуацию на поле);
подобно шахматам, она предусматривает разнообразные тактические варианты. И в
этом каждый из вас, уважаемые читатели, легко может убедиться сам.
|